Ru En Cn

Как парень из Бреста построил бизнес в Лондоне

"Павел Гильман - история успеха"
Обновлено: 26 Oct, 2016

Один из самых успешных белорусских предпринимателей Павель Гильман рассказывает о своей жизни в Англии, пользе обучения в этой стране и уроках, которые он получил, работая по найму, и затем – в собственном бизнесе.

Один из самых успешных молодых бизнесменов Беларуси, Павел Гильман, после обучения в Кембридже и Лондоне начал карьеру в финансовой сфере, прошел испытание кризисом 2008 года и основал несколько успешных компаний. Мы давно знаем семью Гильманов и рады опубликовать интервью, которое он дал порталу «Про бизнес.» – уверены, что история успеха Павла будет интересна не только тем, кто планирует строить карьеру в финансах или открывать свой бизнес, но и всем, кому интересны темы образования зарубежом и личностного роста. Материал очень интересный поэтому публикуем его без сокращений.

«Про бизнес.», 1 сентября 2015

Павел Гильман родился и вырос в Бресте, получил бизнес-образование в Англии, поработал аналитиком в британском хедж-фонде, а затем ушел в собственный бизнес. В свои 28 лет он является учредителем нескольких компаний. Среди них риэлтерское агентство Ready Flats, которое пользуется особой популярностью у русскоговорящего населения Лондона, и компания Hilberg Media (производство музыки, организация развлекательных мероприятий). Среди его активов также компании в сфере агроконсалтинга и биотехнологий.

Кроме того, Павел Гильман является членом попечительского совета и жюри Лиги КВН в Великобритании и конкурса красоты «Мисс СССР», который проводится в Лондоне. В интервью «Про бизнес.» Павел рассказал о своей жизни в Англии, пользе обучения в этой стране и уроках, которые он получил, работая по найму, и затем – в собственном бизнесе.

Учеба в Кембридже

«Я учился в математической гимназии №1 города Бреста. Получив там хорошую общеобразовательную подготовку, смог поступить в колледж в Кембридже. Учеба в колледже, студенческая атмосфера и сам город мне очень понравились.

При колледже были разные сообщества по интересам. Меня включили в сообщество молодых предпринимателей Young Enterprise. Нашей задачей было создать какой-то продукт или сервис, написать бизнес-план и сделать прототип. Создавались команды, которые готовились весь год, а потом выступали на региональных олимпиадах. Демонстрировали свои наработки банкам и инвесторам, которые эти олимпиады посещали.

В то время быстро набирали популярность ноутбуки. У меня родилась идея попробовать их «тюнинговать». Она появилась из наблюдений за тем, как девушки выбирают телефоны по внешнему виду, а парни любят тюнинговать свои автомобили. И мы решили украшать ноутбуки стразами Swarovski, обтягивать тканью от Louis Vuitton или Gucci, добавлять аксессуары других дорогих брендов. Первые прототипы «тюнингованых» ноутбуков продали на аукционе студенткам из обеспеченных семей. Это позволило окупить затраты.

После этого мы захотели добавить в продукт уникальное торговое предложение. Решили использовать электричество, которое обеспечивает работу ноутбука, для подсветки клавиатуры и корпуса изнутри. У подавляющего большинства продаваемых тогда моделей подсветки не было. Студенты инженерного факультета помогли нам встроить диоды в существующие ноутбуки. В итоге мы выиграли конкурс в графстве Кембриджшир и получили приз за самую инновационную идею, которую мой преподаватель предложил запатентовать.

Но для защиты интеллектуальной собственности, запуска сервиса и его масштабирования потребовалось бы слишком много времени и средств. К тому же, не было никакого опыта, и начинать конкурировать в этой сфере было бы крайне сложно. Пришлось выбирать. Начинать бизнес или продолжать учиться. И я выбрал высшее образование.

Переезд в Лондон

Успешно закончив колледж и имея диплом победителя конкурса, мне удалось поступить в Cass Business School (подразделение City University London) на специальность «Бизнес и финансы».

Один из предметов учебной программы включал создание нового бизнес-продукта или сервиса. У меня появилась возможность опробовать новую идею.

На тот момент у меня была девушка. Она часто не брала трубку, когда ей звонили. То же самое происходило с девушками у моих друзей. Причина – телефон чаще всего лежит на дне дамской сумочки и звонка почти не слышно, особенно на шумной улице.

Для решения проблемы мы предложили устройство-заклепку – Bluetooth и виброэлемент – размером с ноготь. Ее можно было крепить на бюстгальтер или блузку. Телефон звонит – заклепка вибрирует. Основной проблемой была батарея устройства, которая быстро разряжалась. Эта идея была оформлена в виде курсовой работы и оценена высокими баллами.

Со временем общение с однокурсниками стало разделяться по интересам. Жизнь в столице – это много возможностей и много соблазнов. Есть люди, которые хотят многого добиться, а есть и те, у кого уже все есть, или, во всяком случае, им так кажется.

Судьба свела меня с очень интересной группой ребят, с которыми мы общались и обсуждали потенциальные бизнес-возможности. Кстати, Андрей Шиманович (сооснователь венчурного фонда WeRocks, занимает 1-е место в Топ-30 молодых белорусских предпринимателей не старше 30 – прим. «Про бизнес.») тоже был в этой группе. Мы много говорили с ним о бизнесе. Я считаю его своим единомышленником.

Тогда особо престижно было работать в финансовой индустрии, я как раз изучал бизнес-администрирование с уклоном в финансы. Можно было выбирать предметы для изучения. У меня были и финансовые дисциплины, и менеджмент, и бухгалтерия, и даже юриспруденция в сфере бизнеса. В Cass Business School нас учили оценивать не только потенциальные прибыли, но и риски.

Работа в хедж-фонде

На втором курсе много времени ушло на поиски работы. Как и другим, хотелось попробовать себя в инвестиционном банке или фонде, чтобы получить практический опыт по специальности. Это приветствовалось академической программой моего факультета.

Выиграв один из конкурсов, удалось попасть в хедж-фонд SISU Capital на позицию аналитика биржевых рынков. Подписав контракт с ними, я взял академический отпуск и в июне 2008 года приступил к работе. В компании работало 45 человек. Все было замечательно: рынки развивались, работники инвестфондов и инвестбанков имели огромные бонусы, катались на дорогих машинах и вселяли всем уверенность. Молодые ребята в университете стремились попасть в этот прекрасный мир. Никто из нас не думал, что уже через пару месяцев произойдет обвал всех рынков, банкротство Lehman Brothers. А в мировой экономике наступит острый кризис…

Работа в SISU Capital была очень интересной. Задача аналитиков заключалась в том, чтобы быстро оценить компании, чьи акции торговались на бирже и были интересны для инвестиций. Нужно было просмотреть «бухгалтерию» предприятий за последние несколько лет, изучить прогнозы брокеров и аналитиков из различных инвестбанков.

После этого сравнить свои результаты с консолидированными среднестатистическими показателями и показателями от известных рейтинговых агентств. Это позволяло увидеть разницу между реальной стоимостью компании и мнением рынка. А также понимать, насколько с вашим мнением согласны аналитики других финансовых организаций.

В результате мы должны были иметь обоснованное видение того, как могут развиваться события. В этом и заключалась работа – просчитать будут акции расти или падать.

Помимо проведения такого анализа, нужно было учитывать макроэкономические показатели: инфляцию, налоговые и законодательные изменения, колебания валют, цены на сырье и многое другое. Иными словами – принять во внимание все внешние факторы, которые влияют на стоимость компании.

После сбора всех сведений следовало понять, как будет меняться цена акций компании и оценка ее активов на рынке при изменении одной или нескольких переменных. То есть это финансовое моделирование, в котором нужно было учиться разбираться в короткие сроки. Оно требует внимания к деталям и способности быстро анализировать большой объем информации. На сайте каждой компании, которая торгуется на бирже, публикуется финансовая отчетность. Это такие объемные документы по пятьсот страниц, по тысяче. Если углубляться в них полностью – можно потерять много времени.

Если подготовленный отчет сдать поздно, то аналитика уже будет не нужна. Начальство всегда требовало быстро делать эти исследования. Нужно было из текста выхватывать необходимые фразы и цифры, вносить их в финансовую модель и вовремя сдавать отчеты руководству, предлагая свои решения.

Хедж-фонд специализировался на инвестициях в сделки по слиянию и поглощению. Интересно было прогнозировать, как изменится стоимость акций после или накануне того, как одна компания купит другую либо они обменяются акциями. Я в основном специализировался в автомобильном секторе. Моей задачей было просчитать будущее падение или рост производителей легковых и грузовых автомобилей.

Помню интересный момент, когда компания Porsche имела так много ликвидных средств на балансе, что, казалось, подбирается к покупке контрольного пакета акций концерна Volkswagen. Эта сделка могла кардинально поменять ситуацию на европейском рынке автомобилей. Слух о том, что Porsche покупает Volkswagen поднял акции Volkswagen на 123% за день. Но в тот же день стало известно, что, все наоборот: Volkswagen, выиграв суд и получив одобрение антимонопольных органов, покупает Porsche. И сразу же акции обвалились до прежнего уровня, а то и ниже. Кто-то хорошо на этом заработал, а кто-то потерял.

Мировой кризис

До августа 2008 года финансовый портфель в управлении фонда SISU CAPITAL составлял около $2 млрд. После банкротства инвестбанка Lehman Brothers и кардинальных изменений на биржевых рынках, портфель сильно просел. В течение нескольких месяцев почти половину сотрудников фонда сократили. Примерно такая же ситуация была и в других фондах, где работали мои друзья.

В SISU Capital на тот момент было три подразделения: акций, облигаций и private equity (инвестиции в маленькие предприятия с потенциалом роста). Отдел private equity вообще временно приостановил свою работу, так как активы под его управлением были сильно закредитованы. Как это всегда бывает в кризис, активы всего малого бизнеса упали в цене, а перспектива сбыта товаров и сервисов малых предприятий значительно уменьшилась.

Потом последовали сокращения в отделах облигаций и акций. Резко урезав расходы, фонд держался на плаву. Я работал в отделе акций. В команде нас было десять человек. Три старших аналитика, которые выполняли большой объем работы, покинули фонд. Все незавершенные ими проекты пришлось доделывать молодежи под руководством своего начальства.

Если сначала я занимался аналитикой автомобильных компаний, а также компаний в сфере недвижимости и инфраструктуры, то после сокращений в фонде пришлось анализировать и финансовые, и энергетические компании, и компании из других отраслей.

С октября до марта—апреля солнечного света в дождливом Лондоне мы почти не видели. Потому что начинали работу в 6.30 утра, чтобы успеть изучить, что произошло на рынках за ночь (пока они были открыты в других часовых поясах – в Азии, в Америке). Отчет для начальника следовало подготовить за полчаса до того, как рынки откроются у нас, а уходить из офиса раньше 8-9 вечера не получалось. Домой возвращались поздно. Часто приходилось работать по выходным.

В день наступления нового, 2009 года, разошлись по домам тоже поздно вечером. Это был первый Новый год, который я встретил, можно сказать, на работе. Помню, я спросил у своего начальника: «Очень тяжело, неужели так всегда будет?». Он ответил: «Тебе очень повезло, что так тяжело. Ты получаешь опыт, который бы в обычных условиях получил за три года. Понимаешь? Год за три! Это выгодная инвестиция».

Признаюсь, мне очень повезло с начальником! Он много помогал в работе, не жалел времени и сил, чтобы научить меня тем вещам, которые впоследствии оказались очень полезны.

В фонде нас учили анализировать не только потенциальную прибыль, но и риски. Сопоставлять их друг с другом, видеть общую экономическую обстановку. Это было особенно ценно с практической точки зрения. Правда, чем больше ты во что-то вникаешь, тем меньше, кажется, в этом разбираешься.

Также мне стало ясно: если кажется, что возможности ограничены, то это только кажется, в основном их ограничивает только желание находиться в зоне комфорта. Учиться чему-то в стрессовых условиях гораздо эффективнее, чем в зоне комфорта. В определенных обстоятельствах непосильный кусок работы можно сделать намного быстрее, чем ты представлял. Как говорят: глаза боятся, а руки делают. Главное в такой ситуации – не сломаться, не испортить себе здоровье и нервы.

Знаете, когда человек любит свое дело, работу, он входит в кураж. Иногда можно сильно увлечься и забыть о времени, а в результате переутомиться и плохо работать после, снизив общую эффективность. Нужно делать небольшие перерывы и периодически «перезагружаться».
В стрессовой работе нас очень выручал юмор. Мы разряжали обстановку шутками, праздновали в офисе дни рождения, устраивали розыгрыши. Думаю, хорошая команда в тяжелые времена становится еще ближе».

Продолжение следует.

(Фото из личного архива Павла Гильмана)

Услуги Истории успеха Блог